Содержание

Общие сведения

Представление материала

Каталог

Поиск

Расширенный поиск

Поиск по тематическому рубрикатору

Работа с ресурсами

Просмотреть ресурс

Скачать ресурс

Работа с архивом

Программа "1С:Образование 4. Школа"

Коллекции

Тематические подборки ЦОР по предметам

Инструменты

Электронные издания

Программы просмотра ресурсов

Часто задаваемые вопросы

Общие сведения

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (рис. 1) федерального уровня создана с целью предоставления учителям и учащимся информационных и методических материалов, необходимых для организации учебного процесса.

Содержание Единой коллекции делится на две основные составляющие:

Рисунок 1. Главная страница сайта Единой коллекции ЦОР

В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы, прошедшие экспертизу и апробацию в условиях реального учебного процесса.

Легитимность использования материалов Коллекции в сети Интернет обеспечена наличием лицензионных договоров с поставщиками ресурсов.

Все ресурсы Единой коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе общего и начального профессионального образования Российской Федерации.

Внимание! На сайте функционирует система коррекции ошибок. Для того, чтобы отослать сообщение об ошибке, достаточно выделить текст и нажать Ctrl+M. Если Вы хотите сообщить, на какой текст нужно исправить выделенный фрагмент, нажмите Ctrl+Y.

Представление материала

Учебные материалы в Коллекции представляются иерархическими рубрикаторами, отражающими их содержание. К рубрикам рубрикатора “привязаны” ресурсы, количество которых отражается при показе содержимого рубрикатора. Это количество дополнительно представляет собой ссылку для перехода на содержимое рубрики и показ в списке тех ресурсов, которые привязаны к этой рубрике. Если рубрика является родительской для других рубрик, то её название представляет управляющий элемент для раскрытия этой рубрики, а если рубрика – конечная, то название – это управляющий элемент для перехода на список ресурсов этой рубрики.

Рисунок 2. Каталог

При показе содержимого рубрикатора для удобства пользователя дополнительно приведены ссылки на материалы, которые могут вызвать интерес (рис. 2).

Все ЦОР Коллекции обязательно отнесены к какому-либо классу/классам и предмету/предметам и снабжены описанием, которое представлено в карточке ресурса (рис. 3).




На рисунках 4-5 представлены поля описания, входящие в карточку ресурса (краткая/полная), и “привязки” ресурса к рубрикаторам хранилища. Каждый ресурс обязательно отнесен к следующим рубрикаторам: Класс, Предмет, Тематический рубрикатор, Вид ЦОР, Тип учебного материала (оглавление учебника, коллекция, электронное издание и т.п.).



Каталог

Основным разделом Коллекции является «Каталог» (рис. 6), через который осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов путем выбора интересующих пользователя класса и предмета.

Выбранному классу соответствует список предметов, изучаемых в этом классе. И далее каждому выбранному предмету – соответствующие учебные и методические материалы.

Основной траекторией выбора ресурсов является траектория типа:

Класс - предмет – учебный или методический материал - рубрики учебного или методического материала.

Страница «Каталог» разработана таким образом, чтобы не отображать те классы и предметы, где нет рекомендованных к изучению учебных материалов или связанных с ними ресурсов. Выбранные классы и предметы на этой странице выделены цветом и шрифтом (рис. 7).

Возможен множественный выбор предметов и классов, позволяющий находить учебные материалы, соответствующие нескольким классам и/или предметам одновременно. Список найденных учебных материалов выдается пользователю классифицированным по типам:

Доступ к ресурсам возможет несколькими способами: «Каталог для ученика» и «Каталог для учителя» (рис. 8). Для этого можно использовать верхнее меню разделов сайта Коллекции, где есть возможность быстрого перехода на нужный вид Каталога.

В случае, когда пользователь сайта является обучающимся, у него есть возможность использовать раздел «Каталог для ученика». При этом предлагается следующая траектория выбора ресурсов «класс - предмет - учебный материал - рубрики учебного материала» (рис. 9).

Страница «Каталог для ученика» дает возможность доступа ко всем типам учебных материалов, кроме поурочного планирования и методических рекомендаций.

Описанный выше алгоритм выбора учебных материалов учеником реализован также с главной страницы сайта Коллекции (рис. 10).

В случае, когда пользователем сайта является преподаватель, у него есть возможность использовать раздел «Каталог для учителя». При этом предполагается следующая траектория выбора ресурсов «предмет - класс – учебный и методический материал - рубрики учебного и методического материала». Т.е. дается возможность доступа к таким учебным материалам, как поурочное планирование и методические рекомендации (рис. 11).

При выборе ресурсов через «Каталог для учителя» или «Каталог для ученика» можно перейти на оглавление каждого из показанных рубрикаторов с тем, чтобы, во-первых, узнать содержимое представленных материалов, а, во-вторых, уточнить количество ресурсов, связанных с рубриками, представляющими это содержимое. Дополнительно пользователю предлагается выбрать все и/или некоторые из представленных учебных материалов для того, чтобы осуществлять дальнейший поиск в них, используя либо строку простого контекстного поиска, либо страницу расширенного поиска, позволяющую уточнить некоторые параметры искомых ресурсов.

Поиск

Система навигации и поиска предназначена для организации удобного и быстрого доступа к ресурсам, рекомендованным для изучения в определённом классе и/или предмете, имея в виду, что эти ресурсы систематизированы в рубрикаторах, представляющих тип учебного материала.

Возможность выполнения простого контекстного и расширенного поиска представлена практически на всех страницах сайта Коллекции. По умолчанию поиск всегда осуществляется в текущем разделе, т.е. среди ресурсов той коллекции или учебного материала, на странице которого пользователь находится в тот момент, когда задает условия поиска. Текущим разделом для поиска также могут быть выбранные пользователем учебные материалы: на рисунке 12 в качестве текущего раздела выбран набор учебных ресурсов к учебнику «Естествознание», 5 класс. Поиск среди всех ресурсов Коллекции осуществляется либо с главной страницы сайта, либо на любой другой странице, но при снятом «флажке» с фразы «Искать в текущем разделе», который установлен по умолчанию.

Строка навигации всегда отображает выбранные классы, предметы, рубрикаторы и рубрики рубрикаторов, что, в конечном счёте, отражает текущий раздел для поиска ресурсов. Данный факт всегда отображается наличием элемента в форме поиска, позволяющего отказаться от поиска в текущем разделе и сделать поиск во всей Коллекции.

Строка навигации является активным элементом, позволяющим быстро перейти к странице, представленной текстом и ссылкой в этом элементе (рис. 13).

Основными параметрами выполнения простого контекстного поиска являются введённая пользователем поисковая фраза и выбор текущего раздела или всей Коллекции.

Простой поиск по набранной строке предполагает, что выполняется поиск во всех текстовых полях описаний опубликованных ресурсов и с настройками поиска, установленными по умолчанию. В настоящее время настройки по умолчанию - это поиск с учётом морфологии русского языка и поиск всех слов из введённой фразы.

Рассмотрим вариант простого контекстного поиска, выбрав в качестве текущего раздела набор цифровых ресурсов к учебнику «Естествознание», 5 класс» и задав в поисковой строке слово «трение» (рис. 14).

Простой контекстный поиск по набранной строке предполагает, что выполняется поиск среди ресурсов текущего раздела (в данном случае текущий раздел – это набор цифровых ресурсов к учебнику) во всех текстовых полях, описывающих эти ресурсы.

В результате данного простого контекстного поиска найдены ресурсы, показанные на рисунке 15. В строке навигации отображен путь поиска.



Расширенный поиск

Страница расширенного поиска предлагает пользователю уточнить некоторые параметры искомых ресурсов. Общими полями уточнения для всех ресурсов являются: название, аннотация, автор, № ресурса; а также предмет, класс, тип ресурса и целевая аудитория, значение которых можно выбрать из предложенных списков.

Например, если пользователя интересуют только те ресурсы к набору ЦОР к учебнику «Естествознание», 5 класс, названия которых включают в себя слово «трение», то это слово нужно указать в поле «Название» на странице расширенного поиска. В результате чего пользователь получит те ресурсы, в названии которых встречается это слово (рис. 16).

Стоит отметить, что при расширенном поиске возможен множественный выбор поисковых значений из предложенных списков (словарей). Для того чтобы выбрать несколько значений параметров для поиска, необходимо сначала выбрать левой кнопкой мыши одно значение из предложенного списка, а затем, нажав клавишу Ctrl на клавиатуре, выбрать левой кнопкой мыши другие значения из списка. Таким образом, формируется строка поиска, где выбранные значения выводятся через запятую (рис. 17).




На странице расширенного поиска реализована возможность по его настройке, исходя из требований пользователя (рис. 18):

Поиск по тематическому рубрикатору

Все ресурсы Коллекции предметно и тематически отнесены к рубрикам «Тематического рубрикатора». Поэтому если известен предмет и тема искомых ресурсов, то их можно найти через этот рубрикатор.

Со страницы расширенного поиска возможен переход на Тематический рубрикатор (рис. 19), который содержит большое количество рубрик (в настоящее время более 8 тысяч). Создан механизм поиска интересующей пользователя рубрики (темы) по введённой фразе, который работает аналогично механизму простого контекстного поиска, но при этом поиск происходит только среди рубрик этого рубрикатора. Найденные рубрики отражаются в виде ссылок на них для прямого перехода к ресурсам, относящимся к данной теме.

Например, если пользователя интересуют ресурсы Коллекции, относящиеся к теме «Механика», то задается слово «механика» в строке поиска по Тематическому рубрикатору. В результате выдаются ссылки на рубрики Тематического рубрикатора, содержащие слово «механика» (рис. 20).

По каждой из полученных ссылок возможен, переход в те места Тематического рубрикатора, где эти темы заявлены. Напротив этих рубрик проставлено число ресурсов, отнесенных к данной теме (рис. 21).

По ссылке количества ресурсов, выдается список ресурсов по интересующей теме. Далее возможен простой контекстный и расширенный поиск среди этих ресурсов (полученный список ресурсов будет являться текущим разделом для дальнейшего уточняющего поиска) (рис. 22).



Работа с ресурсами

Просмотреть ресурс

Для того чтобы просмотреть ресурс нужно кнопкой мыши нажать на название ЦОР или иконку формата (рис.23).

Также можно просмотреть ресурс из карточки ресурса. Для этого нужно нажать на кнопку «Просмотреть ресурс» внизу карточки или в правом столбце в поле «Операции над ресурсами» (рис.24). После просмотра ресурс может быть сохранен на компьютере пользователя стандартными способами.




Скачать ресурс

Для того чтобы скачать ЦОР себе на компьютер, необходимо в карточке ресурса в правом столбце в разделе операции над ресурсами нажать ссылку "Скачать ресурс" (рис. 25). При этом скачивается zip-архив всех файлов ресурса, включая служебные XML-файлы, входящие в архив согласно спецификации описания ЦОР. Спецификацию описания ресурса можно найти на сайте в разделе “Для разработчиков” (рис. 25).







Работа с архивом

Вопрос пользователя: “Я скачал большой zip-архив и не знаю, что с ним делать?”

Ответ: для начала работы необходимо распаковать скаченный zip-архив, используя программу WinRaR или WinZip, а затем запустить установочный файл (как правило, название этого файла setup.exe или autorun.exe), а далее следовать рекомендациям по установке программы. Если при установке программы произошла ошибка, то необходимо ознакомиться с инструкцией по установке программы (как правило, название этого файла Readme.txt/.doc или info.txt/.doc).


Программа "1С: Образование 4. Школа"

Для удобной работы с цифровыми образовательными ресурсами на локальном компьютере разработана система «1С: Образование 4. Школа», которая позволяет импортировать ЦОР (рис. 26). Более подробную информацию можно получать в кратком описании cистемы "1С: Образование 4. Школа"






Коллекции

Через раздел "Коллекции" осуществляется доступ к тематическим, предметным коллекциям, а также к коллекциям культурно-исторического наследия (рис. 27).

Пример коллекции культурно-исторического наследия

Коллекции произведений музыки используются для преподавания, как предметов музыкального цикла, так и других школьных предметов, а также для организации внеурочной деятельности в учреждениях общего и начального профессионального образования.

Файлы ресурсов представлены в формате mp3.

Пользовательский интерфейс работы с музыкальными коллекциями позволяет выбирать музыкальные произведения, их фрагменты и описания по авторам произведений. Для каждого автора создан подраздел «Биография автора», содержащий биографическую справку о нем, и перечень подразделов, содержащих его произведения и их описания, названия которых совпадают с названиями музыкальных произведений (рис. 28).

В подразделе, относящемся к конкретному музыкальному произведению, на первом месте всегда хранится описание произведения, а далее упорядоченный список музыкальных фрагментов (треков), из которых состоит данное произведение (рис. 29).

В правых столбцах просматриваемых страниц сайта представлены ссылки соответственно на другие художественные коллекции и авторов музыкальных произведений (рис.28-29).



Основными параметрами для выполнения простого поиска являются введённая пользователем поисковая фраза и выбор текущего раздела или всей Коллекции. Текущий раздел отражается в строке навигации и представляет выбранные коллекции и их разделы (рис. 30).

Для музыкальных коллекций дополнительными параметрами расширенного поиска являются: исполнитель музыкального произведения, инструмент, жанр, эпоха, стиль, направление (рис. 31) и дата создания музыкального произведения.



Все эти параметры описания музыкального произведения отражены в карточке ресурса (краткая/полная) (рис. 32, 33). Также для каждого ресурса указана длительность воспроизведения.






Аналогично организована работа с коллекциями живописи и скульптуры.


Тематические подборки ЦОР по предметам

Назначение раздела (рис. 34) – это помочь учителю при подготовке к уроку быстро сориентироваться в многообразии ресурсов Коллекции. Учителю предоставляется возможность, с одной стороны, получить комплект учебно-методических материалов, обеспечивающих всестороннее изучение предмета/темы, а с другой стороны - самому определить степень глубины и детальность проработки выбранной темы, построить цепочку ЦОР (траекторию), необходимых для проведения урока. Такой комплект учебно-методических материалов содержит методики и рекомендации по проведению уроков, планы уроков, подборку ресурсов по теме, рекомендованных редакцией, ссылки, а при необходимости и сами нормативные и регламентирующие документы и т.д.

В основу создания раздела положен базисный учебный план, примерные программы среднего (полного) общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/). При этом учитывается вариативность обучения – использование множества схем и вариантов учебно-методического обеспечения уроков, в том числе вид учебного материала, уровень его интерактивности и т.п.

После перехода по выбранной цепочке Предмет-Класс-Тема пользователь попадает на основную рабочую страницу раздела (рис. 35).


В тематической подборке ЦОР используются три списка ресурсов:

Первоначально список «Добавленные» пуст. В дальнейшем списки «Дополнительные» и «Добавленные» перестраиваются в зависимости от ресурсов, выбранных пользователем.

Отметим, что список ресурсов «Рекомендованные» статичен, а формированием списка ресурсов «Добавленные» пользователь может управлять сам.

Функции, доступные пользователю

  1. Список «Рекомендованные» - показываются ЦОР, отмеченные редакцией как лучшие.
  2. Просмотр ресурса – осуществляется по ссылке с названием ресурса.
  3. Ссылка Расширенное описание - открывается карточка ресурса в отдельном окне.
  4. - выделение всех / снятие выделения для всех ЦОР.
  5. – выбор (отметка) ЦОР.

    При каждом выборе ресурса корректируется строка, сообщающая размер выбранных файлов и время их выгрузки на стандартных скоростях, например:

    Размер выбранных файлов: 17 Мб. Время выгрузки: 128 Кбит/с -18 мин. , 256 Кбит/с - 9 мин. , 2 Мбит/с - 2 мин.

  6. – изменение порядка следования ЦОР.
  7. Кнопка - открывается окно со списком ресурсов «Дополнительные», из которого можно добавить отмеченные ЦОР в рабочую область.
  8. Кнопка – удаление отмеченных ЦОР из списка «Добавленные».
  9. Кнопка – выгрузка файлов всех отмеченных ЦОР. При этом автоматически формируется zip-архив, генерируется файл index.html, архив сохраняется в папке, путь к которой указывает пользователь с помощью стандартного окна “Сохранить как…”.

Созданный инструментарий позволяет формировать и выгружать на локальный компьютер набор файлов ЦОР, упакованный в ZIP-архив. Для удобства пользователей в архив не включаются служебные XML-файлы ЦОР, входящие в стандартный архив ресурса согласно спецификации описания ЦОР (http://school-collection.edu.ru/files/materials/83/regulation_metadata.doc) . При этом файлы переименовываются в соответствии с названиями ресурсов. Список и последовательность выбранных пользователем ресурсов фиксируется в файле index.html, также входящем в архив.

Инструменты

Раздел «Инструменты» содержит два подраздела:



Электронные издания

Раздел «Электронные издания» содержит следующие подразделы, включающие статьи, выступления ученых, энциклопедические данные:

Выход на ресурсы раздела «Электронные издания» также возможен со стартовых страниц «Каталог» при выборе «класс-предмет» или «Коллекции» при выборе соответствующей коллекции. При этом пользователь может быстро получить доступ к учебным материалам раздела «Электронные издания», которые тематически соответствуют данному учебному материалу по предметам (рис. 38).





Программы просмотра ресурсов

В подразделе «Программы просмотра ресурсов» приводится список программных продуктов, с помощью которых осуществляется просмотр ресурсов допустимых форматов (рис. 39). Нажатием на логотип каждой из программ можно перейти на сайт поддержки этого программного продукта, где можно загрузить себе на компьютер его последнюю версию.





Часто задаваемые вопросы

Почему система регистрирует меня как зарубежного пользователя?

В связи с правовыми вопросами, которые регламентируют использование ресурсов Коллекции, доступ к некоторым наборам ЦОР с иностранных IP-адресов закрыт. Для урегулирования этого вопроса просим Вас прислать нам параметры соединения с Интернет, а именно: используется ли proxy-сервер, что это за сервер, кто провайдер, а также IP-адрес. Мы постараемся разобраться и, по возможности, восстановить для Вас доступ к интересующим Вас ресурсам. А также пришлите нам, пожалуйста, адрес Вашей электронной почты для связи.


Для тех, кто не проживает на территории РФ, есть ли условия, чтобы пользоваться цифровыми ресурсами Коллекции?

К сожалению, мы не можем предоставить доступ зарубежным пользователям к большинству наших ресурсов, так как лицензионные договоры с поставщиками на использование данных ресурсов ограничивают доступ к ним территорией Российской Федерации.


Какие программы должны быть на компьютере, чтобы просматривать ваши ресурсы?

Все необходимые программы для просмотра ресурсов Коллекции находятся в разделе "Программы просмотра ресурсов".


При распаковке больших архивов выдается сообщение "Архив поврежден и т.д.", что делать?

Так как объем ресурсов большой (более 100Мб), то при загрузке через браузер zip-архив может загрузиться не полностью. Для корректной загрузки ресурсов раздела рекомендуется скачать "Download Master".


Где и как регистрироваться, чтобы использовать материалы во время уроков?

Для работы с ЦОР Коллекции регистрироваться не надо.


Могу ли я включать отдельные фрагменты из материалов, размещенных на вашем сайте, в свои разработки (презентации) уроков со ссылкой на первоисточники?

С ресурсами Коллекции можно делать все, что не противоречит Пользовательскому соглашению, размещенному на сайте по адресу http://school-collection.edu.ru/copyright/ , а также лицензионным договорам, относящимся к наборам ЦОР, которые размещены в правом столбце соответствующих страниц сайта.