100% x 90
Написать в редакцию Вопрос-Ответ Глоссарий Статистика посещений Карта сайта
Введите поисковый запрос, например:  пересечение прямых
Расширенный поиск
Loading...

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

Хранилище Единой коллекции ЦОР функционирует на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". Аппаратно-программный комплекс (АПК) хранилища состоит из следующих серверов:

  • центральный сервер ЕК ЦОР - обрабатывает все запросы пользователей, содержит полную информацию о ЦОР. Запросы на выгрузку собственно файлов ресурсов направляются на файловый сервер.

Таблица N1

Адрес в сети Internet

http://school-collection.edu.ru/

Процессор

2*Xeon 3.0 ГГц

ОЗУ

12 ГБ

HDD

3*147 ГБ = 147 ГБ

Операционная система

SUSE LINUX Enterprise Server 9.3

Стандартное ПО

HTTP-сервер Apache 2.0.59

Модуль PHP 4.3.4

СУБД MySQL 4.0.18, Oracle 10g

Сервер приложений Oracle - OAS 10.1

rsync

Клиент программы Subversion (svn)

Прикладное ПО

ПО ЕК ЦОР

  • файловый сервер ЕК ЦОР - содержит собственно файлы ресурсов в виде "зеркала" центрального сервера. Разделение на 2 сервера сделано для увеличения нагрузочной способности ПАК.

Таблица N2

адрес в сети Internet

http://files.school-collection.edu.ru/

Процессор

2*Xeon 2.66 ГГц

ОЗУ

16 ГБ

HDD

6*240 ГБ = 1.2 ТБ

Операционная система

Open SUSE 10.3

Стандартное ПО

HTTP-сервер Nginx 0.6.31

rsync

Прикладное ПО

нет

  • тестовый сервер ЕК ЦОР - используется для тестирования обновлений ПО перед установкой его на центральный сервер.

Таблица N3

адрес в сети Internet

http://test-collection.informika.ru/

Процессор

2*Xeon 3.0 ГГц

ОЗУ

12 ГБ

HDD

3*147 ГБ = 147 ГБ

Операционная система

SUSE LINUX 11.1 64-бит

Стандартное ПО

HTTP-сервер Apache 2.2

HTTP-сервер Nginx 0.6.31

Модуль PHP 5.2.9

СУБД MySQL 5.0.67, Oracle 10g

Сервер приложений Oracle - OAS 10.1

Клиент программы Subversion (svn)

Прикладное ПО

ПО ЕК ЦОР

  • сервер централизованной системы управления региональными коллекциями - содержит список региональных коллекций и производит управляемое обновление компонентов ПО региональных хранилищ, а также обновление ресурсов.

Таблица N4

адрес в сети Internet

http://cws.edu.ru/

Процессор

2*Xeon 2.66 ГГц

ОЗУ

16 ГБ

HDD

2*500 ГБ = 500 ГБ

Операционная система

Open SUSE 10.3

Стандартное ПО

HTTP-сервер Apache 2.2.4

Модуль PHP 5

СУБД MySQL 5.0.51a

Прикладное ПО

ПО системы управления региональными коллекциями

  • сервер-репозиторий ПО для ЕК ЦОР

Таблица N5

адрес в сети Internet

http://software-collection.edu.ru

Процессор

P3-667 ГГц

ОЗУ

768 МБ

HDD

40 ГБ

Операционная система

Open SUSE 10.3

Стандартное ПО

Subversion

Прикладное ПО

нет

Основные решения, заложенные при создании АПК хранилища, призваны обеспечить устойчивое функционирование Единой коллекции ЦОР и базируются на безусловном выполнении следующих основополагающих принципов:

  • обеспечение единства и унификации описания метаданных всех ресурсов, независимо от их структуры, вида, формата и источника поступления на основе широко применяемых в мировой практике стандартов, что дает возможность децентрализовано разрабатывать и передавать ресурсы, а при последующем вводе их в любое из хранилищ Единой коллекции, контролировать корректность не только технологической реализации, но и смыслового описания;
  • необходимость учитывать постоянные изменения программных компонентов, реализующих основную функциональность системы, при безусловном обеспечении полной совместимости информационных ресурсов, что, с одной стороны, позволяет гибко настраиваться на произвольный тип ресурсов, а, с другой стороны, поддерживать уже введенные ресурсы без их кардинальной переработки;
  • масштабируемость и настраиваемость системы на оптимальное использование доступных вычислительных мощностей в зависимости от количества поступающих запросов, объема исходящего трафика и нагрузки на основные аппаратно-программные компоненты;
  • открытость системы, что позволяет осуществлять взаимообмен с внешними источниками и потребителями информационных ресурсов независимо от программной платформы, на которой они реализованы;
  • распределенность и территориальная независимость системы, что дает пользователю возможность выбрать источник информации о ресурсе, минимизируя свои затраты на его получение, так как любые ресурсы, находящиеся в любом хранилище Единой коллекции, абсолютно одинаковы.

Размещение, хранение ресурсов, доступ к ресурсам и их описаниям с использованием Интернет обеспечивает хранилище Единой коллекции ЦОР. Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

В качестве базовой технической и технологической платформы для формирования хранилища ЦОР используется СУБД Oracle Database и сервер приложений Oracle Application Server.

Формализованное описание ЦОР (метаданные), достаточное для поиска, выбора и получения представления о свойствах ЦОР, его назначении и использовании, создается на основе стандарта SCORM 1.4, включающего в себя спецификацию IEEE P 1484.12 .* - спецификация метаданных учебных объектов LOM (http://www.imsglobal.org/metadata/ ) - с использованием словарей и классификаторов, соответствующих российской системе образования. Спецификация метаданных и транспорта цифровых образовательных ресурсов опубликована на сайте хранилища по адресу http://school-collection.edu.ru/develop/cor/spec/.

В качестве технологического средства описания модели метаданных используется язык XML.

Модульное построение учебного материала, а именно, возможность модулей (SCO - Shareable Content Objects, SCO - автономная единица учебного материала, имеющая метаданные и содержательную часть) объединяться друг с другом в различных сочетаниях в составе учебного материала, определяет технологию размещения ресурсов в хранилище.

В основу рубрикации ЦОР положен стандарт, разработанный в ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика", использующийся для рубрикации широкого спектра материалов (ЦОР к учебникам тематические и предметные коллекции, инструменты организации учебного процесса и поддержки учебной деятельности, учебные материалы нового поколения и т.п.), размещаемых в хранилище Коллекции, и обеспечивающий информационную интеграцию с системами и компонентами, функционирующими в рамках Федеральной системы информационных образовательных ресурсов (ФСИОР) и в рамках программно-аппаратного комплекса Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Размещение ресурсов в Единой коллекции производится в соответствии с регламентами, обеспечивающими процесс пополнения и функционирования Единой коллекции ЦОР .

За счет надёжного функционирования аппаратно-программного комплекса, включая обеспечение работы инженерных подсистем и оптоволоконных каналов связи, в настоящее время обеспечен постоянный (24х7) доступ пользователей к ресурсам Единой коллекции. При этом доступ к ресурсам, навигационные и поисковые механизмы просты и понятны всем категориям пользователей, атрибутно-контекстный поиск настраивается на любой новый тип ресурсов.

В процессе перевода хранилища Единой коллекции ЦОР в режим промышленной эксплуатации в 2008 году обеспечено выполнение следующих требований:

  • общий размер хранимых данных - не менее 800 Гбайт,
  • допустимое время реакции на элементарный поисковый запрос - не более 4 сек. (при нагрузке до 10 запросов в сек.),
  • допустимое время простоя при восстановлении одиночного сервера - менее 60 мин. Общая вероятность доступности хранилища Единой коллекции в целом - не менее 0.99,
  • подключение в Интернет по каналу с пропускной способностью не менее 100 Мб/с.

Содержание Единой коллекции формировалось в результате выполнения нескольких связанных между собой работ, а именно:

- разработка списков потребностей в конкретных ЦОР по предметам базисного учебного плана и составление описаний ко всем ресурсам, включенным в списки потребностей,

- анализ ЦОР, представленных на рынке и разработанных в рамках различных федеральных программ и проектов на предмет наличия ЦОР, соответствующих описанным,

- приобретение и размещение ЦОР в хранилище Единой коллекции. Источниками наполнения коллекции выступают:

- апробация ЦОР в режиме реального учебного процесса на базе специально отобранных образовательных учреждений и, при необходимости, корректировка материалов по результатам апробации .

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:

1.                Каталог ЦОР - является основой рубрикации и навигации по ресурсам Коллекции. Через каталог осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов:

  • Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
  • Поурочные планирования;
  • Методические рекомендации;
  • Инновационные учебные материалы;
  • Инструменты учебной деятельности;
  • Электронные издания;
  • Коллекции.

2. Коллекции

  • Культурно-историческое наследие
  • Тематические коллекции
  • Предметные коллекции

Большой интерес пользователей вызывают ресурсы коллекций культурно-исторического назначения (произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа). Именно эти ресурсы позволяют строить процесс преподавания с учетом межпредметных связей, а также культурного, исторического и современного научного контекста. Кроме того, появилась возможность детям из отдаленных и сельских школ приблизиться к источникам исторического и культурного наследия и существенно расширились возможности учителей, пытающихся показать детям мир во всем его многообразии.

3.Инструменты

  • Инструменты учебной деятельности
  • Инструменты организации учебного процесса
  • Программы просмотра ресурсов

К инструментам, обеспечивающим работу с цифровыми объектами в учебной деятельности, относятся учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, системы для построения генеалогических деревьев и т.д., и т.п.

4.Электронные издания

  • Энциклопедия "Кругосвет"
  • Журнал "Квант"
  • Журнал "Наука и Жизнь"
  • Журнал "Химия и Жизнь"

В Коллекции также представлены Ресурсы учителей - подраздел, предназначенный для размещения различных типов учебных материалов, а также методических рекомендаций по использованию ресурсов Единой коллекции в учебном процессе, подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Коллекции с правом бесплатного и свободного использования этих материалов всеми участникам образовательного процесса.

Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе. При этом важно, что разработчиками методик являются сами учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в преподавании различных учебных предметов.

Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с различным бумажным компонентом, на различных стадиях процесса трансформации школы - и по сегодняшним стандартам (массовые педагогические технологии), и в преподавании в соответствии с новыми стандартами (новые педагогические технологии).

Важно отметить, что все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе .

Как показывает опыт, ресурсы Единой коллекции уже сейчас представляют интерес для широкого круга пользователей и используются всеми участниками образовательного процесса: учителями при подготовке и ведении занятий, учащимися на уроках и для самостоятельных занятий, методистами, разработчиками учебно-методических материалов, родителями.

К настоящему времени Единая коллекция ЦОР стала одним из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений РФ. Согласно статистическим данным Rambler's Top100, LiveInterne сайт Коллекции в день посещают до 50 000 уникальных пользователей. По рейтингу Rambler's Top100 Единая коллекция входит в десятку наиболее посещаемых образовательных ресурсов Рунета.

Подключение школ РФ к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" предоставило всем школам возможность использовать ресурсы Единой коллекции в своей образовательной деятельности.

 

Региональные коллекции

 

Однако в настоящее время лишь небольшая часть школ страны обеспечена высокоскоростными каналами доступа к интернет-ресурсам, кроме этого оплата интернет-трафика требует достаточно больших средств. Поэтому наиболее рациональным является распределенное хранение ресурсов Единой коллекции, позволяющее разместить наиболее актуальные и наиболее объемные ресурсы как можно ближе к конечному потребителю - учителю и учащемуся, на серверах муниципальных методических центров, школ и на отдельных школьных компьютерах.

Для разгрузки магистральных интернет-каналов, создания унифицированных региональных цифровых образовательных ресурсов, существенного сокращения объема платежей образовательных учреждений за использованный интернет-трафик создано полноценное функционирование региональных хранилищ Единой коллекции ЦОР. Кроме того, создание региональных коллекций инициирует процессы разработки местных ресурсов, обеспечивающих потребности регионального компонента образовательного стандарта (ресурсы на национальных языках, краеведческие и фольклорные материалы и пр.), что создает условия для повышения качества образования в регионах и увеличивает эффективность федеральных вложений на "интернетизацию" школ.

В настоящее время создана и функционирует централизованная система управления Единой коллекцией ЦОР как многоуровневой распределённой системой хранилищ цифровых образовательных ресурсов, которая позволяет автоматизировать основные функции как центрального, так и региональных хранилищ по установке, развёртыванию, сопровождению, обновлению и обмену ресурсами между всеми компонентами системы. Система обеспечивает возможность массового развертывания региональных хранилищ во всех регионах Российской Федерации, а также возможность постоянного обновления версий программного обеспечения региональных хранилищ как централизованно, так и с учетом специфики региона.

Программная оболочка, развертываемая на региональном хранилище, использует только свободно распространяемое программное обеспечение.

Актуализация ЦОР региональной коллекции в соответствии с изменениями федеральной коллекции осуществляется на основе набора Web-сервисов, запускаемых автоматически по расписанию (например, один раз в неделю) с формированием отчета о произведенных изменениях, обновлениях, выявленных ошибках и т. д. Отчет (протокол выполнения операции) размещается в составе централизованной системы управления и доступен администраторам центрального и регионального хранилищ для анализа и выяснения возникших проблем.

На сегодня система региональных хранилищ включает в себя такие регионы Российской Федерации, как Красноярский край, Хабаровский край, Пермская край, республика Карелия, Челябинская область, Ставропольский край, Калужская область, Ивановская область и др. Однако, учитывая большой интерес пользователей к Единой коллекции ЦОР на всей территории России, предполагается значительное расширение числа региональных хранилищ. Это позволит обеспечить возможность использования ресурсов Коллекции не только в регионах с хорошо развитой телекоммуникационной инфраструктурой, но и в регионах с ограниченными возможностями доступа в Интернет.

 

Основой дальнейшего развития Единой коллекции должна стать концепция "от базы данных к образовательному интернет-ресурсу, адекватному требованиям информационного общества", т.е. Единая коллекция ЦОР должна стать инновационным инструментом организации и информационной поддержки учебного процесса. В этой связи предполагается развитие Коллекции в следующих направлениях:

1.   Пополнение Коллекции на основе списков потребностей в цифровых образовательных ресурсах в соответствии с Федеральным стандартом общего образования и учета степени полноты "покрытия" базисных учебных планов по предметам ресурсами Коллекции.

2.   Разработка методики, технологии и программных средств формирования и поддержки интегрированных наборов ЦОР на базе содержания Единой коллекции. Создание инструментальной системы построения целевых тематических образовательных траекторий и формирования индивидуальных подборок, поддержанных ресурсами Единой.

3.   Создание информационно-методических материалов для распространения передового педагогического опыта разработки и использования ЦОР в учебном процессе.

4.   Организация юридического сопровождения работ с целью обеспечения легитимного использования ресурсов Единой коллекции в сети Интернет в соответствии с законами РФ об интеллектуальной собственности.

5.   Поддержка функционирования системы региональных коллекций.

 

 

Главная О проекте Программы просмотра ресурсов Поставщики ресурсов Для разработчиков Контакты Вакансии Рекламодателям
© 2006-2013 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года
Rambler's Top100