Бегство в Египет (Мф., 2:13—15). Предупрежденный во сне о том, что Ирод разыскивает Младенца Иисуса, чтобы убить его (см. Избиение младенцев), Иосиф отправил его с ма­терью в Египет, где они оставались до смерти Ирода. Лако­ничное свидетельство Матфея постепенно обросло деталями в различных апокрифических текстах, ставших литературным источником для сюжетов, встречающихся в искусстве. Здесь три главные фигуры: Дева Мария (она едет верхом на осле), Младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, ведущий животное за поводья. Обычно их охраняет один или несколько ангелов. На картинах раннего Возрождения могут присутство­вать также три сына Иосифа и повитуха Саломея (см. Рождество Христово, 3). Вол вместе с ослом также указы­вают на Рождество. В живописи Контрреформации осел чаще отсутствует,  и все путники движутся  пешком.  На картинах северофранцузских и нидерландских художников конца сред­невековья и эпохи Возрождения на заднем плане порой изображается пашня со жнецами. Легенда повествует о том, что Св. Семейство на своем пути повстречало землепашца, засевавшего поле. Дева Мария наказала ему сказать их преследователям, что он видел их проходившими здесь еще до сева. Зерно чудесным образом проросло и созрело за ночь. Воины Ирода, прибывшие на следующий день, отказались гнаться за ними дальше после того, как им было совершенно честно сказано, что те, кого они преследовали, прошли здесь еще до посевной. Другая версия, иногда встречающаяся в итальянской и французской живописи XVIIXVIII веков, показывает Св. Семейство садящимся в лодку, чтобы быть перевезенным ангелом через реку. Пуссен, а вслед за ним Буше изображают лодочника в образе Харона, который перевозит души умерших в античном мифе, — для того, чтобы указать на предсказание смерти Спасителя. Эта же идея иногда еще более подчеркива­ется ангелом, являющимся в облаках, с крестом. Иногда бегство предстает как действие, происшедшее, согласно еван­гельскому рассказу, в ночь. Порой художники выбирают со­бственно момент отъезда, показывая, как Дева Мария проща­ется с провожающими или, сидя под деревом, ожидает, пока Иосиф оседлает осла. Этот сюжет может входить составной частью в цикл Семь скорбей Девы Марии (см. Дева Мария, 2).

Иллюстрации:

Рембрандт, Бегство в Египет. 1625. Тур. Музей изящных  искусств.

1. Отдых (или сон) на пути в Египет. Популярная тема в искусстве Контрреформации — чаще религиозного, нежели повествовательного характера. Дева Мария и Младенец сидят на фоне пейзажа, обычно под пальмовым деревом. Иосиф присутствует здесь же, осел виден на заднем плане. Пожитки беглецов, связанные в узел, лежат на земле. Вверху парят ангелы, или ангелы приносят им на блюде еду. Изображаемая в этой сцене старуха — Саломея (повивальная бабка). Разби­тые скульптурные изваяния, валяющиеся на земле, — намек на рассказ из апокрифического Евангелия псевдо-Матфея: когда Св. Семейство прибыло в египетский город Сотинен (Сирен), Дева Мария и Младенец вошли в храм, после чего статуи языческих богов попадали на землю и разбились. Эта тема тоже изображалась в качестве отдельного сюжета, особенно во французских средневековых соборах. Из того же источника происходит история о пальмовом дереве, под сенью которого отдыхало   Св.   Семейство  и   которое  по  приказу   Младенца склонило свои ветви, чтобы путники смогли собрать его плоды. Это дерево, чьи ветви являются символом христиан­ского мученика, очень часто фигурирует во «Сне». Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу; иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева. Другая тема, более позднего времени, демонстрирует Деву Марию, стираю­щую одежды на камне на берегу реки в традиционном сель­ском стиле, в то время как Иосиф нянчится с Младенцем.

Караваджо. Отдых  на пути в Египет. 1594 – 1596. Р

им. Галерея Дориа-Памфили.

2. Возвращение из Египта. Эта тема по трактовке аналогична «Бегству», но отличается от него возрастом Младенца, кото­рый уже не грудной, а маленький мальчик. Легендарная встреча Св. Семейства с молодым Иоанном Крестителем состоялась, как считалось, именно при возвращении. Этот сюжет иногда присутствует в итальянской живописи Возро­ждения.