Тип иконы - Оранта, Знаменье

Источник
ФГУК Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»
Богоматерь Великая Панагия (Оранта)


Оранта – от латинского «взывающая», тип изображения Богоматери в молитвенной позе с воздетыми вверх руками. Эта иконография встречается уже в раннем христианстве, в частности в живописи катакомб, римских каменоломен, где проходили первые тайные молитвы христиан. В Византии и на Руси изображению Оранты придавали особое значение; в русских храмах домонгольского периода оно располагалось в одном из самых значимых мест – в верхней части (конхе) апсиды, прямо над алтарем. Знаменитую Оранту на мозаике храма Софии Киевской называли «стена нерукотворная», подчеркивая особый защищающий, оберегающий характер этого образа; ведь Богоматерь издавна считалась покровительницей Руси. Однако, встречаются и изображения других святых в позе Оранты. К иконографии Оранты восходят и другие каконы образа Богоматери. Иногда в центре фигуры Марии в мандорле помещалось изображение младенца Христа (Спаса Эммануила), тем самым указывалось на особое предназначение Марии как Богородицы. Данный тип иконографии получил название Знамение.

Пример 1
ФГУК Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»
Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Пример 1
ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»
Отечество. Богоматерь типа Оранты. Из праотеческо-пророческого чина иконостаса