Авраам. Первый великий (старший) еврейский патриарх Ветхого Завета, прароодитель еврейского  народа (Израиля). Его история изложена в Быт. 12 – 25. Араам покинул место своего рождения, Ур Халдейский, вместе со своим племянником Лотом и его женой Саррой, чтобы отправиться в Ханаан,  после того, как он был призван Богом. Бог заключил с ним вечный союз и обещал ему во владение землю Ханаанскую. При заключении союза Бог тзменил имя патриарха: Аврам (евр. Абрам – «отец великолепен») на Авраам (евр. Браам, Абрахам – «отец множества»).

                  Авраам изображается с развевающейся бородой и седыми волосами. Обычно у него в руке нож, которым он намеревался принести в жертву своего сына Исаака (см. 4. Жертвоприношение Авраама; связывание Исаака), дабы продемонстрировать свою веру и подчинение Богу.

                  1. Встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт., 14:18—24). Поки­нув Египет, где они спасались от голода, Авраам и Лот, вновь «богатые скотом», отправились на север. Они разделились: Авраам вернулся в Ханаан, а Лот стал жить в Содоме. Кочевники, напавшие на города долины, захватили Лота со всем его богатством. Весть об этом достигла Авраама, и он вооружил триста человек и пустился в погоню. Ночью он напал на неприятелей, разгромил их, освободил Лота и вернул ему все его имущество. Возвратился Авраам с триумфом. В Салиме (Иерусалиме) его встретил Мелхиседек — царь и первосвященник. Он вынес ему хлеб и вино. Мелхиседек благословил Авраама. Тот в свою очередь заплатил ему деся­тую часть завоеванного. На Мелхиседеке священнические ризы и корона или митра. Он несет евхаристическую чашу и хлеб, поскольку эпизод этот в средневековье считался прообразом Тайной Вечери.

                  2. Три ангела (Быт. 18: 1 — 9). Однажды, когда Авраам «сидел при входе в шатер, во время зноя дневного», явились к нему три мужа. Признав в них ангелов, он поклонился им до земли, приказал, чтобы принесли воды, и омыл их ноги. Затем с традиционным для кочевника гостеприимством он принес им еды. Ангелы предсказали, что Сарра родит ему сына. Но Сарра усмехнулась этому пророчеству, так как к тому времени и она и Авраам «были стары и в летах преклонных». Однако вскоре она родила Исаака, и так подтвердилось предсказание. Трое пришельцев, как правило, предстают в виде ангелов — с крыльями, а нередко и с нимбами. Авраам обычно стоит перед ними коленопреклоненный, или моет им ноги, или же потчует их. Его дом чаще представляет собой скромное строение, а не шатер, как сказано в Писании. Ангелы, считается, символизи­руют Троицу, а их предсказание — прообраз Благовещения.

                  3. Наказание Агари и Измаила (Быт. 21: 9 — 21). Измаил был первым сыном Авраама. Его матерью была Агарь, египтянка-наложница Сарры. Когда родился Исаак, сын Сарры, Измаил стал насмехаться над своим младшим братом, поэтому Сарра потребовала, чтобы Авраам наказал его вместе с его матерью. Авраам снабдил их хлебом и отправил прочь в пустыню Вирсавию. Когда вода кончилась, Агарь положила Измаила под кустом умирать, а сама села поодаль, плача. Но появился ангел (традиционно считается, что это архангел Михаил) и открыл источник воды. В искусстве встречаются две сцены: а) наказание

Иллюстрации:

Петер Ластман. Наказание Агари и Измаила. 1612.

Гамбург. Художественная галерея.

и б) явление ангела.

Николас Коломбел. Агарь и Измаил в пустыне.  Ок. 1682.

Будапешт. Венгерский художественный музей.

Обе они распространены в итальянской и голландской живописи XVII века.

                  4. Жертвоприношение Авраама; связывание Исаака (Быт. 22:1—19). Дабы испытать веру Авраама, Господь приказал ему принести на сожжение собственного сына Исаака. Они отпра­вились к месту жертвоприношения: Авраам на своем осле, а Исаак — пешком, неся дрова для алтарного костра. Авраам связал Исаака, положил его на алтарь и вынул свой нож. В этот момент явился ангел и остановил руку Авраама, сказав: «Теперь я знаю, что боишься ты Бога и не жалел сына своего». Авраам взглянул вверх и увидел овна, запутавшегося в лесной чаще. Его-то он и принес в жертву вместо сына.

Кристофано Аллори. Жертвоприношение Авраама. Ок. 1601.

Флорнеция. Галлерея Уффици.

Брауншвейгский монограммист. Жертвоприношение Авраама.

Вторая четверть XVI века. Париж Лувр.

                  Этот сюжет занимал центральное место в системе средневековой типоло­гии — отыскании параллелей между Ветхим и Новым Заветом. Преднамеренное жертвоприношение Авраама воспринималось как тип Распятия — принесение самим Господом в жертву Христа. Исаак, несущий хворост, — прообраз Христа, несуще­го свой крест. Овен оказывался Христом, принесенным в жертву. Шипы в лесной чаще — терновый венец и т. д. Художники обычно изображают Авраама с занесенным над Исааком ножом, иногда другой рукой он закрывает Исааку глаза. Исаак стоит на коленях или лежит (обычно обнажен­ный) на алтаре, на котором находятся связки дров. Ангел изображается в тот самый момент, когда является, чтобы остановить руку Авраама; при этом он указывает на овна. Согласно мусульманской традиции, считается, что жертвоприношение Авраама было совершено на горе Мория в Иерусалиме. Лоно Авраама — небеса; см. Страшный Суд (5); Богач и Лазарь.