Агнесса. Христианская святая дева-мученица, одна из самых ранних святых, которых стала чтить христианская церковь. Она жила в Риме во время гонений на христиан при Диокле­тиане. В 303 году, когда Диоклетиан издал  указ против христиан, тринадцатилетняя Агнесса была привлечена к суду. Она с удивительным мужеством вынесла жестокие мучения и радостно встретила смерть. При  покушениях на ее девственность, как повествует ее житие, совершались великие чудеса. Эта святавя рано  начала пользоваться широкой популярностью. Уже во времена Константина Великого в ее честь была воздвигнута церковь и ее культ получил  большре распространение. Житие св. Агнессы вдохновило Тинторетто и Доминикино на создание замечательных  картин о ней.  Ее неизменным атрибутом является белый Агнец, обычно лежащий свернувшись у ее ног, или она держит его на руках. Вероятно, он был дан ей ввиду сходства ее имени с латинским agnus («агнец»), однако эта деривация ошибочна. Имя «Агнесса» происходит от греческого слова, Пальмовая ветвь мученицы (иногда оливковая ветвь или венок из оливковых ветвей), МЕЧ или кинжал — инструмент ее муче­ничества, а также горящий погребальный костер. Изображает­ся она еще совсем юной девушкой (по традиции считается, что умерла  она  в тринадцатилетнем  возрасте),  у  нее,  как  и  у Марии Магдалины, длинные волосы. Житие ее, в том виде, как оно рассказано в «Золотой легенде», похоже на житие Люцции. За Агнессой страстно ухаживал сын префекта Рима, но она решительно отказала ему, заявив, что уже отдана своему Небесному Жениху. Когда юноша стал домогаться ее любви, об этом прослышал его отец. Он призвал к себе Агнессу и, узнав, что она христианка, потребовал, чтобы она по всем правилам принесла жертву римским богам, в против­ном случае она будет отправлена в публичный дом. Обнаженной ее провели по улицам Рима. Укрыли ее лишь волосы, которые чудесным образом выросли до самых пяток. В доме любви пред нею предстал ангел и окутал ее лучезарным сиянием, сокрыв тем самым от взора зевак. Явившийся к ней ее поклонник вознамерился было обесчестить ее, но при попытке сделать это был насмерть поражен демоном. Агнессу схватили, чтобы сжечь как ведьму, но пламя не причинило ей никакого вреда, а вместо нее сожгло ее палачей. В конце концов, она была обезглавлена. Тема ее смерти встречается в живописи эпохи барокко, особенно испанской и итальянской. Агнесса стоит коленопреклоненная на потухших поленьях, в то время как ее палачи, за исключением одного, который размахивает мечом, лежат поверженные. Над ее головой раз­верзлись небеса, дабы явить Христа и ангела, который держит пальмовую ветвь (символ мученической смерти) и венок. На церковных картинах вместе с Агнессой предстают другие девы-великомученицы, такие, как Екатерина Александрийская и Агата, а иногда и Эмиранциана (ее сводная сестра), которую до смерти забили камнями. Последнюю можно узнать по камням, которые она держит на коленях. Повторяющаяся время от времени тема девственницы-мучени­цы, помещенной в публичный дом, должно быть, берет свое начало в римском законодательстве, по которому было запре­щено казнить девственниц. Таким образом, чтобы их казнить, они должны были быть лишены невинности.

Иллюстрации:

Мастер алтаря Св. Варфоломея. Помолака Св. Агнессы.