Аарон. Старший брат Моисея, которого он сопровождает в нескольких сценах (см. Моисей, 5, 10, 11, 12). Один из рода левитов, наделенный особыми священническими функциями. Аарон жил в XIII веке до нашей эры. Он был сыном Амрама и Иохаведы, из священнического колена Левия. Он был старше Моисея на три года, но младше их сестры Мириам. Когда Господь приказал Моисею идти к фараону и просить его отпустить израильтян  из Египта, Моисей сослался на то, что он «Не речистый… тяжело говорит и косноязычен»  ((Исх. 4:10). Господь сказал ему, что его брат Аарон будет служить при нем оратором: «Я знаю, что он может говорть» (Исх. 4:14). Аарон отправился в пустыню и там встретился с Моисеем. Братья обнялись, и Моисей повторил  повеления Господни. Вместе Аарон  и Моисей предстали перед фараоном, прося его позволить израильтянам выйти в пустыню на три дня пути, чтобы исполнить полагающиеся их богу обряды. Фараон отказался и напротив, только увеличил бремя еврейских  рабов. Евреи в свою очередь обвинили Аарона и Моисея в своих новых тяготах. Тогда братья вновь явились к фараону. На сей раз Аарон решил убедить фараона, продемонстрировав ему свое  чудо: он бросил на землю свой жезл, и тот чразу же превратился в змея. Фараон  послал за своими волхвами, которые попытались повторить чудо Аароно, «но жезл Ааронов поглатил их жезлы» (Исх. 7: 12).

                  Роль Аарона в насылании на египтян последующих десяти зяв описана в книге Исход (гл. 7, 8, 9). Наконец фараон уступил требованию Аарона и Моисея. Аарону было тогда восемьдесят три года, а Моисею ровно восемьдесят. После драматического перехода через Красное море израильтяне подверглись в пустыне нападению свирепых кочевников. Весь день моисей просидел на вершине горы, а аарон и Ор (сын Мариами) стоял по обе стороны от него и поддерживал его руки, державышие священный жезл, до тех пор. Пока нападавшим не был  дан  достойный отпор. В критический момент истории межд братьями возник раздор. Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить от Господа десять заопведей, а Аарон и Ор остались ответсвенными в ставне. Когда Моисей не явился в назначенное время, народ возроптал  и потребовал, чтобы Аарон сделал бы бога, «который бы шел перед нами» (Исх. 32:1). Аарон  пиказал  принести все золотые  вещи, которые у них были, и сделал из них золотого тельца, как видимый объект  поклонениея. Вернувшись, разгневанный Моисей разбил каменные скрижали, которые нес с собой, Он уничтожил также тельца и укорил Аарона. Именно после этого был построен ковчег Завета и скиния, а Аарон и его сыновья посвящены в священники.

                  Аарон был первосвященником израильтян в пустыне и прообразом древнего иудейского священства, которое по традиции ведет свое начало от его сыновей. То, что Бог разрешил Аарону, единственному из израильтян, вместе с Моисеем взойти на Синай и пр этом исключил других священников (Исх. 19:24), означает, что Аарон еще до своего формального посвящения выполнял функцию  первосвященника. Моисей назначал Аарона и ора своими заместителями с функцией судей (Исх. 24:14 ). Священнические одежды обстоятельно описаны в библейской книге Исход (гл. 28), хотя Аарон совсем не обязательно изображается всегда только в таком облачении. (См. Ааронов наперсник). Порой подол его ризы украшают «позвонки золотые» (их перезвон, как считалось, изгонял злых духов). На нем характерный головной убор — либо тюрбан, либо папская тиара (аллюзия на христианское священство). В руках у Ааро­на Кадило и расцветший  Прут или жезл.

                  1. Наказание Корея (Чис. 16:1—5). Вероятно, конгломерат нескольких свидетельств сопротивления главенству Аарона. Эта история повествует о том, как левит Корей вместе с Дафаном и Авироном оспаривали право Аарона на первосвя­щенство. Призванные Моисеем, чтобы возжечь курения Господу — обряд, отправление которого было возложено на священ­ника, — они и их сообщники оказались поглощенными зем­лей, как только попытались это сделать. Их изображают возле алтаря с кадилами, земля тем временем разверзается у них под ногами. Моисей поднимает свой жезл. У Аарона в руках кадило. После мятежа Корея было подтверждено наследственное положение Ааарона как первосвященника. В Новом Завете Аарон  упоминается только  в Послани к Евреям. Он  появляется здесь как представитель прежнего высшего  духовенства  Ветхого Завета в противоположность Христу как истинному и окончательному первосвященнику (Евр. 5 - 10).

                  2. Ааронов жезл; Расцветший жезл (Чис. 17:1 — 11).  Следуя велению Бога, Моисей потребовал, чтобы каждое из двенадцати племен Израиля принесло свой жезл  к Ковчегу Завета. На следующий день случилось так, что жезл Аарона, представляв­шего колено Левиина, расцвел и произвел спелый миндаль, что было знаком его божественности и подтверждением его права на священство (то есть  отправление священных обрядов). Этот пример неоплодотворенного плодоношения вместе со сходством слов virgo (лат. — дева) и virga (лат. — палочка) привел к тому, что в средневековье миндаль стал символом девственной чистоты (см. Миндаль). Свидетельство Св. Иеронима об избрании Иосифа из числа претендентов на руку Девы Марии является переработкой истории Ааронова жезла. Таким образом, расцветший жезл — атрибут как Аарона, так и Иосифа.