Академизм

Источник
ФГУК "Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева"
Семирадский Г.И. (1843-1902)
У водоёма.

Круг близких понятий, синонимы
Академическая живопись, академическая школа, салонная живопись

Академизм – направление в изобразительном искусстве, формирование которого тесно связанно с деятельностью европейских академий художеств. Возникновение академизма в XVI веке связано с деятельностью Болонской академии, стремившейся подражать манере мастеров Высокого Возрождения. Методы обучения изобразительному искусству с XVI столетия основывались на жестком соблюдении норм и правил, следовании формальным образцам. Одной из самых влиятельных в Европе считалась парижская Королевская академия художеств, пропагандировавшая эстетику господствующего в XVII веке во Франции классицизма. Способствовав систематизации художественного образования, парижская академия постепенно превратила принципы классической живописи в догму, свод формальных правил. В месте с созданной в Париже системой образования, классицистические нормы были восприняты и другими европейскими академиями, создававшимися по образцу французской. Со второй половины XVII столетия более чем на два века классицизм стал господствующим стилем академической живописи. Стремившийся к созданию чистого, «высокого» искусства, академизм воспринимает, прежде всего, формальную сторону классики: интерес к мифологическим и аллегорическим сюжетам, идеализацию образа, вневременной характер красоты. Став официальный стилем большинства европейских государств, академизм оказался в оппозиции ко всем иным проявлениям искусства романтизму, реализму, импрессионизму. Одним из самых ярких проявлений академического искусства в XIX столетии стали выставки во французском Салоне, где блистали мастера неоклассики Жан Огюст Доминик Энгр, Александр Кабаннель, Жан Леон Жером. Лишь на рубеже XIX - XX веков классические каноны в системе академической живописи были постепенно заменены реалистическими. В начале ХХ века именно реализм становится базовым методом обучения в большинстве академий, также превращаясь в догматическую художественную систему.

Пример 1
ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»
Семирадский Г.И. (1843-1902)
У водоёма.

Пример 2
ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»
Бронников Ф.А. (1827-1902)
Смерть Германика.