Адонис, Рождение А. Адонис был зачат в результате кровосмеси­тельной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Снедаемая угрызениями совести, она умолила богов превра­тить ее в мирровое дерево. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился младенец Адонис, которого воспитали служанка Мирры Лунина и нимфы («Мет.», 10:503 – 514). Этот сюжет можно встретить главным образом в итальянской живо­писи XVI и XVII веков. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине. О смерти Адониса см. Венера (5). См. также Дерево.

                   Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала XVI в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис», «Гибель Адониса», «Венера оплакивает Адониса». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В XVIIIXIX вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» А. Кановы; «Адонис» Б. Торвальдсена; «Умирающий Адонис» О. Родена). В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об Адонисе лег в основу либретто многих опер XVIIXVIII веков (наиболее значительны — «Цепь Адониса» Д. Маццокки; «Адонис» К. Монтеверди; «Адонис» Р. Камбера; «Адонис на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый Адонис» Р. Кайзера).