Адам и Ева. Адем, по библейскому сказанию, первый человек и отец рода человеческого. Этимологически слово "адам" происходит от еврейского "адама" (земля), то есть, человек назван Адамом потому, что создан из праха земного (Быт. 2: 7; ср. с лат. homo от homus - земля). Бог создал Адама и Еву вместе с планетами и животными на шестой день (Быт. 1:24-31). Эта тема часто соединяется с сюжетами Искушение и Изгнание из Рая (2 и 3 ниже). До эпохи раннего Возрождения Бог, как правило, изображался как Второе лицо Троицы, но в более поздних произведениях его соотносят с "патриархальным" типом Бога-Отца. Он вдыхает жизнь в ноздри Адама или простирает свою руку, дабы передать ему жизнь своим прикосновением. В сцене сотворения Евы Адам лежит на земле, поскольку Бог ниспослал на него глубокий сон, а сам тем временем извлекает из него ребро. Хотя Бытие во втором описании Творения (Быт. 2:21-22) утверждает, что Ева была создана из ребра уже после того, как Бог вынул его и прикрыл это место у Адама, существовало широко распространенное правило, согласно которому она изображалась выходящей из тела Адама в тот момент, когда он спит. По другой версии, ее изображают полностью сотворенной, стоящей перед Богом в позе, выражающей почтение. Изредка художники изображают эту пару без пупков. Согласно средневековой типологии, Адам является прообразом Христа на том основании, что оба они были первыми людьми, каждый своей эры, или "завета". По той же причине Ева (первая мать) является прообразом Девы Марии или Церкви. (См. Распятие Христа, Введение, 9 и 10.) Историю сотворения первого человека из пыли и глины можно найти и в других древних религиях, например, в вавилонской. Овидий, излагая греческий миф, описывает, как титан Прометей (1) вылепил человека из глины.
1. Едемский сад; поименование животных (Быт. 2:8-20). В живописи северных мастеров растительность в Раю буйная. Здесь длинные аллеи и лесные прогалины. Южные мастера тяготеют к изображению Рая как оазиса в пустыне. Четыре реки питают его (см. Река), и он часто обнесен стеной. Его населяют всевозможные животные. Адам иногда изображается дающим им имена (Быт. 2:19-21). Он может либо стоять над ними на возвышении, или же они проходят перед ним, а он тем временем вписывает их названия в книгу. (См. также Века человечества: Золотой век.)
2. Искушение (Быт. 3:1-7). Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла, и Адам в данном случае может изображаться стоящим в саду. Но Змий, самый хитрый из всех Божьих тварей, соблазнил Еву, сказав: "Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:5). Ева отведала плода и дала его Адаму, который также вкусил его. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт. 3:7). Обычно древо - это яблоня либо фиговое дерево. Змий вьется вокруг ствола (тип этого изображения происходит, вероятно, от дохристианского образа дракона, защищающего древо Гесперид: см. Змея (или змий) ) или стоит рядом с ним. У него может быть женская голова, а порой также и торс. Если он изображен стоящим, то у него четыре ноги со стопами как у ящерицы. (Лишь впоследствии Бог проклял его: "Ты будешь ходить на чреве твоем,; и будешь есть прах".) Адам и Ева стоят у дерева, Ева держит плод или изображена в тот момент, когда пытается скрыть его или же, надкусив, предлагает его Адаму. Средневековая типология рассматривала Искушение как прообраз Благовещения, в котором Дева Мария - "новая Ева" - искупала грех старой.
3. Изгнание из Рая (Быт., 3:8-24). Бог наказал Змия, определив ему ползать с тех пор на чреве своем и питаться прахом. Ева за свое ослушание была осуждена в муках рожать детей и терпеть господство Адама. Наказанием Адаму было впредь трудиться в поле до самой своей смерти, добывая себе хлеб насущный. Бог обрядил их обоих в одежды из кожи и изгнал из сада, дабы не вкусили они также от Древа жизни и не приобрели тем самым бессмертия. И чтобы сохранить это древо, Бог "поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся" (Быт. 3:24). Адам и Ева выходят обнаженными, прикрывая руками свой срам, или же гирлянда из листьев обвивает их бедра; их лица выражают предельное горе и отчаяние. Изображается также ангел, выводящий их из Рая; в руках у него меч или кнут. Бог вручает им одежды, сделанные из кожи животных. Здесь же неподалеку стоит укрытая плащом фигура Смерти, давая понять, что они более не бессмертны. В последней сцене Адам, изнуренный, копает землю лопатой или мотыгой, пашет или сеет. Ева либо помогает ему, либо сидит за прялкой. При этом могут изображаться играющие возле нее двое малышей - Каин и Авель.
Иллюстрации: Мазаччо. Изгнание из Рая. Ок. 1427 - 1428. Флорениция. Церковь Санта Мария дель Кармине. Капелла Бранкаччи.

Иллюстрации:

Мазаччо. Изгнание из Рая. Ок. 1427 – 1428.

Флорениция. Церковь Санта Мария дель Кармине. Капелла Бранкаччи.