ПОРУГАНИЕ ХРИСТА

(Матфей, 26:67-68; Марк, 14:65; Лука, 22:63-65)

(67) Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (68) и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

(Мф. 26:67-68)

Вслед за нравственными страданиями (см. БОРЕНИЕ В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ) Христос претерпел физические муки во время суда над Ним. Несколько раз Он подвергался издевательствам:

1) Его ударил один из служителей на первом допросе у Анны (см. СУД НАД ХРИСТОМ, Христос перед Анною);

2) Он был подвергнут поруганию — избиению, оплевыванию (данный сюжет);

3) Его секли плетьми (см. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА);

4) Он был «увенчан» венком из колючего терновника и осмеян (см. УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ).

Поругание Христа нельзя путать с Насмеханием над Христом, иначе — Увенчанием терновым венцом, что порой происходит ввиду некоторого сходства мизансцен, в которых эти сюжеты предстают в живописи. Но причиной этой путаницы иногда бывают сами изображения этих сюжетов, когда художники в сцену Поругания Христа вносят элементы, относящиеся, строго говоря, к Насмеханию над Христом (Увенчанию терновым венцом), и наоборот. Чтобы не совершить ошибки в трактовке сюжета, необходимо обратить пристальное внимание как на действие персонажей, так и на то, кто они — иудеи или римляне: поругание учинили иудеи (они изображаются в длинных одеждах, бородатыми), осмеяние — римские воины.

Различить эти эпизоды бывает совсем несложно, если эти действия над Христом происходят в присутствии тех, кто чинит соответствующий допрос: в сцене поругания — Каиафы, в сцене осмеяния (увенчания терновым вен­цом) — Пилата, как это изображено у Дуччо.

Когда поругание происходит в присутствии Каиафы, первосвященник изображается сидящим на своем судейском троне (Дуччо).

Дуччо. Поругание Христа (алтарь «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Часто, однако, художники изображают только само издевательство, и тогда на троне оказы­вается Сам Иисус. Его глаза могут быть завязаны — так художники изображают Его, чтобы ярче проиллюстрировать требование бьющих угадать, кто Его ударил (согласно замечаниям, имеющимся у Марка: «...и, закрыв Ему лице, ударять Его...» — Мк. 14:65 и Луки: «...и, закрыв Его, ударяли Его по лицу» — Лк. 22:64) (Фра Беато Анджелико).

Фра Беато Анджелико. Насмехание над Христом (1440—1441).

Флоренция. Монастырь Сан Марко

 

В изображениях этого эпизода можно найти все перечисленные евангелистами издевательства над Христом — удары Ему по лицу (Дюрер), оплевывание, а порой и иные, помимо описанных, как, например, показывание Христу фиги (Дюрер).

Альбрехт Дюрер. Поругание Христа (из серии гравюр «Малые Страсти») (1509—1511).

 

Эта тема была менее популярна, чем Насмехание над Христом (см. УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ). Ее примеры можно найти главным образом в итальянском и немецком искусстве Возрождения.

 

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Дуччо. Поругание Христа (алтарь «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Джотто. Поругание Христа (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи. 

Фра Беато Анджелико. Насмехание над Христом (1440—1441). Флоренция. Монастырь Сан Марко

Альбрехт Дюрер. Поругание Христа (из серии гравюр «Малые Страсти») (1509—1511).

© Александр МАЙКАПАР