БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА

(Матфей, 27:26; Марк, 15:15; Лука, 23:16; Иоанн, 19:1)

(15) Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Бараеву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

(Мк. 15:15)

Физические издевательства Иисус претерпел не только от иудеев (см. ПОРУГАНИЕ ХРИСТА), но также от римской власти. Именно «Пилат взял Иисуса и велел бить Его» (Ин. 19:1). Крайне лапидарное свидетельство евангелистов обросло множеством подробностей в трудах средневековых бого­словов, и первая из этих подробностей — способ избиения: на сей раз под словом «бив» стали подразумевать бичевание розгами — жестокий римский обычай наносить мужчине перед казнью удары особой плеткой. Узника разде­вали (Христос обычно изображается в одной набедренной повязке, как мы видим это на обеих картинах Караваджо; изображение Христа на неаполитан­ской картине мастера уже в терновом венце — анахронизм, поскольку, согласно Евангелию, Христос был увенчан им после бичевания; художник изобразил Христа в этой сцене в терновом венце исключительно с целью усилить драматический эффект), зачастую привязывали к столбу, и несколько тюремных стражников принимались бить его по спине короткими кожаными плетками, утыканными кусочками костей или металла. Число ударов не огра­ничивалось; экзекуция эта нередко кончалась смертью. Средневековые христи­анские теологи дискутировали на тему о том, сколько ударов было нанесено Христу — от 40, согласно иудейскому закону («Сорок ударов можно дать ему (виновнику. — A. M.), а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен перед глазами твоими» — Втор. 25:3), до 5 тысяч, как это утверждала в своих «Откровениях» Бригитта Шведская.

Синоптики, с одной стороны, и Иоанн — с другой, по-разному выстраи­вают хронологию эпизодов на суде Пилата и в разные моменты помещают сцену бичевания Христа: согласно Иоанну (19:1), Иисус Христос претерпел бичевание прежде, чем был осужден на смерть; согласно синоптикам — после осуждения. Иннокентий Херсонский так комментирует это различие, излагая события по Иоанну: «1) прочие евангелисты о последних событиях на суде Пилата говорят весьма кратко; Иоанн гораздо подробнее и в более хронологи­ческом порядке. 2) Пилат, как мы видели, с тем и решил наказать И.Христа, дабы после даровать Ему свободу. 3) Старания Пилата, после бичевания, об освобождении И. Христа и новый допрос дают знать, что бичевание не было следствием осуждения на смерть: иначе первосвященники и народ тотчас закричали бы, что прокуратор противоречит сам себе, защищая уже осужден­ного на смерть преступника. 4) Частица тогда (Мф. 27:27), на коей основывают противное мнение, не противоречит сему, потому что у св. Писателей определенные наречия времени часто полагаются вместо неопределенных» (Иннокентий Херсонский, часть IV, с. 148).

Евангелисты ничего не говорят о том, что Иисус был привязан к столбу во время бичевания, однако и древнее общее предание, и древнеримский обычай именно так исполнять это наказание говорят о том, что и Иисус был привязан. Сцена бичевания у колонны в западном искусстве встречается по крайней мере с X века, о чем свидетельствует миниатюра с этим сюжетом в кодексе Эгберта. У более поздних художников эта сцена помещается, как правило, в колоннаде во дворце (praetorium) Пилата (Дуччо, Пьеро делла Франческа, Франческо ди Джорджо). Колонна фигурирует среди инструментов Страстей в тех случаях, когда было принято изображать их.

Дуччо. Бичевание Христа. Сцены из жизни Христа (оборотная сторона алтарного образа «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

 

 

Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа (1450). Урбино. Галерея герцогского дворца

В итальянской живописи Раннего Возрождения прочной традицией было изображать тонкие колонны коринфского ордена. Удары, по заведенному обычаю, наносятся по спине, и перед художниками стояла непростая задача показать Христа, стоящим лицом к зрителю и при этом получающим удары по спине. Иногда художники решали эту проблему, ставя Христа позади низкой колонны (скорее, столба), привязанным к ней за кисти рук, так что колонна (или такой столб) лишь частично закрывала Его корпус. Другая композиция: Иисус стоит перед колонной, Его руки, связанные за спиной, привязаны к колонне. В таком случае Он получает удары спереди (Синьорелли).

Лука Синьорелли. Бичевание Христа (ок. 1475—1480). Милан. Пинакотека Брера.

Воинов, приводящих в исполнение это наказание, обычно двое (Дуччо, Бланшар), но их может быть и больше (Синьорелли). Могут изображаться и другие воины — иногда они вяжут розги или плетут терновый венец, который будет возложен на Христа в следующий момент (Кербеке). На возвышении — подиуме или высоком судейском кресле или троне — может стоять или восседать Пилат (Пьеро делла Франческа, Дуччо, Синьорелли); порой он увенчан лавровым венком — римской эмблемой власти (Дуччо; естественно, в циклической композиции, каковой является оборотная сторона алтарного образа «Маэста», Пилат предстает в том же облачении, что и в других сценах суда над Христом).

О верховной власти Рима может свидетельствовать в этой сцене статуя римского императора — подразумевается (если отсутствует полное портретное сходство), что это, естественно, Тиберий, — установленная на колонне, к которой привязан Иисус (Пьеро делла Франческа, Синьорелли).

 

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Неизвестный умбрийский мастер XIV века.  Бичевание Христа. Рим. Ватикан. Музеи Ватикана.

Дуччо. Бичевание Христа. Сцены из жизни Христа (оборотная сторона алтарного образа «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Лука Синьорелли. Бичевание Христа (ок. 1475—1480). Милан. Пинакотека Брера.

Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа (1450). Урбино. Галерея герцогского дворца.

Франческо ди Джорджо. Бичевание Христа (вторая половина XV века). Перуджа. Музей.

Жайме Угет. Бичевание Христа. (1450 - 1456). Частное собрание.

Иоганн Кербеке. Бичевание Христа (XV век). Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Жак Бланшар. Бичевание Христа (1630). Ренн. Музей изобразительных искусств.

© Александр МАЙКАПАР