УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ

(Насмехание над Христом)

(Матфей, 27:27-30; Марк, 15:16-19;

Иоанн, 19:2-3)

(27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк (28) и, раздев Его, надели на Него багряницу; (29) и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! (30) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

(Мф. 27:27-30)

Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания над Ним, учиненного римскими воинами. Корона, или венец, была древним символом силы, правления и почета. Сделать ее из терновника, вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было еще одним актом насмехания над Христом.

Культ тернового венца как священной реликвии установился в XIII веке, когда французский король Людовик IX Святой (1214—1270, правил с 1226 года, канонизирован папой Бонифацием VIII в 1297 году) привез в Париж из Египта (в результате VII Крестового похода, 1248—1254) св.реликвии Распятия — почитавшиеся подлинными крест, три гвоздя, а также терновый венец (терно­вый венец Людовик IX приобрел за огромную сумму у византийского импера­тора). Церковь, которую он построил, чтобы хранить эти реликвии (реликварий), — знаменитая парижская Сент-Шапелль. Распространению этого культа в следующем столетии способствовали «Откровения» Бригитты Шведской (1303— 1373), в которых страдания Христа описаны в высшей степени экспрессивно.

Сцена увенчания терновым венцом имеет много общего со сценой поругания Христа, имевшего место при допросе Христа у Каиафы. Однако этот один из последних эпизодов суда над Христом легко отличить от предыдущих по имеющемуся теперь на Христе терновому венцу. Кроме того, сюжеты эти различаются еще и тем, что в Синедрионе над Христом издевались иудеи, тогда как в претории — римские воины. Это различие всегда находит отражение в живописи.

Изображение Христа, венчаемого терновым венцом, менялось вместе с изменениями в теологическом толковании этого акта. Так, в первые века христианства, когда господствовала концепция Христа-победителя, увенчание терновым венцом больше походило на коронование Христа как царя. Известны и другие интерпретации: Христос подвергается издевательству, но без увенча­ния тернием. В таком случае бывает трудно сразу определить, поругание ли это Христа на допросе у Каиафы (см. ПОРУГАНИЕ ХРИСТА) или это насмехание над Христом, то есть уничижение Его в претории у Пилата. Особую трудность представляют те случаи, когда в сцену в претории художники привносят элементы из эпизода в Синедрионе, как это сделал, например, Варна ди Сиена на своей фреске в церкви Сан Геминьяно, где изображен Христос, у которого завязаны глаза (характерный штрих поругания Христа у Каиафы). Деталь, по которой можно заключить, что действие в данном случае происходит в претории, — римские воины в шлемах, стоящие тесными рядами на заднем плане, на их штандартах традиционные надписи S.P.Q.R — аббревиатура слов: «Senatus Populusque Romanus» (лат. — Сенат и римский народ). Таким образом, на этой фреске художник соединил оба эпизода уничижения Христа — Его поругание и осмеяние.

В данной сцене у Иисуса в руках, которые, как и в предыдущие моменты допросов Христа, связаны у Него спереди, имеется тростниковый скипетр, вставленный Ему в руки римскими воинами в знак насмехания над Ним как над Царем Иудейским (Караваджо, Тициан). Его не бывает в других сценах уничижения Христа.

Караваджо. Увенчание терновым венцом (1600-е). Вена. Музей истории искусств.

 

Тициан. Увенчание терновым венцом (1540-е). Париж. Лувр.

 

Часто Христа усаживают на троне. Он облачен, согласно Евангелию, в багряницу. Поведение римских воинов может быть двояким: либо они, издеваясь над Ним, встают перед Ним на колени как перед якобы царем, либо надевают Иисусу на голову терновый венец, и один из них заносит руку, чтобы ударить Христа. В ранней христианской живописи часто изображалось только коронова­ние терновым венцом, без поругания Христа. На таких изображениях Христос предстает победителем, и терновый венец возлагается Ему на голову как царская корона.

В итальянской живописи XVXVI веков, а затем и у северных караваджистов утвердилась традиция, по которой венок на голову Христу надевают два воина, причем делают это с помощью палок, которые перекрещиваются таким обра­зом, что образуют символический крест (Тициан, этот же прием художник использовал на мюнхенской картине с этим сюжетом, датируемой 1570-ми годами; Караваджо; Тербрюгген) (ср. с символическим смыслом крестообразно связанных рук Христа в других сценах суда над Ним).

Хендрик Тербрюгген. Увенчание терновым венцом (20-е годы XVII века). Иркутск. Музей.

Этот иконографический тип Увенчания терновым венцом восходит к традиции именно таким образом представлять эту сцену в средневековой религиозной драме.

Примечательно, что все усиливающаяся от столетия к столетию экспрессив­ность передачи мук Христа отразилась и в «росте» колючек терния: поначалу венец был с небольшими шипами, но в XVXVI веках, особенно у северных мастеров — немецких и нидерландских, — шипы становятся огромных размеров (Босх).

Римский характер этой сцены передается многими деталями, вводимыми в изображение художниками: это и кольчуги (Тициан, Караваджо) или латные рукавицы (Босх) у римских воинов, это и изображение скульптурного портрета римского императора (Тициан; здесь имя Тиберия начертано на антаблементе; ср. с подобным изображением императора в сценах Иисус перед Пилатом и Бичевание Христа).

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом (1510). Лондон. Национальная галерея.

 

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Дуччо. Увенчание терновым венцом (1308—1311). Сиена. Музей собора

Барна ди Сиена. Насмехание над Христом (ок. 1350—1355). Сан Джиминьяно. Коллегиата.

Фра Беато Анджелико. Насмехание над Христом (1440—1441). Флоренция. Монастырь Сан Марко.

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом (1510). Лондон. Национальная галерея.

Иероним Босх. Увенчание терновым венцом (ок. 1510). Мадрид. Эскориал.

Тициан. Увенчание терновым венцом (1540-е). Париж. Лувр.

Караваджо. Увенчание терновым венцом (1600-е). Вена. Музей истории искусств.

Хендрик Тербрюгген. Увенчание терновым венцом (20-е годы XVII века). Иркутск. Музей.

© Александр МАЙКАПАР